Страхование предметов искусства для многих пока экзотика. Но крупнейшие музейные выставочные центры России уже страхуют свои экспонаты. Ведь риску подвергаются эксклюзивные ценности на сотни миллионов долларов, пишет издание.
Финмаркет,
12 мая 2005 г.
Как застраховать искусство на миллионы 1857 просмотров
Страхование предметов искусства для многих пока экзотика. Но крупнейшие музейные выставочные центры России, такие, как ГМИИ им. А. С. Пушкина или Эрмитаж, уже страхуют свои экспонаты. Ведь риску подвергаются эксклюзивные ценности на сотни миллионов долларов.
Потребность в страховании культурных ценностей хорошо демонстрирует случай, который произошел в 1994 году при экспозиции коллекции Третьяковской галереи в Казахстане. За сохранность выставки у азиатского соседа поручился лично министр внутренних дел. И, чтобы сдержать свое слово, приставил к каждой из картин по охраннику с автоматом. Рассказывают, что организаторы выставки "сходили с ума от беспокойства" - как бы кто не повредил бесценные полотна. По мере того, как накапливался опыт сотрудничества российских хранителей ценностей с зарубежными коллегами, укоренялась схема, по которой принимающая сторона оплачивала страховку, как правило, в национальной страховой компании. Сегодня российские компании, встав на ноги, сами заключают договоры страхования коллекций. Причем, экспонаты, которые вывозятся зарубежные выставки, подлежат страхованию в обязательном порядке. Заключить договор одной из стандартных схем страхования имущества в данном случае нежелательно. "Страхование предметов искусств имеет свою специфику, - говорит директор по страхованию культурных ценностей ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" Анастасия Юрченко. - Покрываются особые риски, которые не может покрыть обычный страховой полис". В отношение "выездных" выставок действует формула страхования "от гвоздя до гвоздя" или, как ее называют по-другому, "от стенки до стенки". Ее суть в том, что период страхования экспоната начинает действовать в тот момент, когда картина снимается с гвоздя, на котором она висела - то есть с момента изъятия экспонатов из места их постоянного хранения и заканчивается тогда, как произведение искусства вновь вернулась на свое место. Таким образом, она остается застрахованной даже в то время, когда ее упаковывают, выносят из музея в машину и монтируют на экспозиции. Страховым покрытием защищаются абсолютно все передвижения экспонатов, предварительное и промежуточное складирование и складирование после окончания выставки. Отсюда и специфика покрываемых рисков. Компании страхуют все убытки и повреждения, возникшие в результате дорожного происшествия с транспортным средством, пожара, удара молнии, взрыва, природных катастроф, бури, действия влажности, кражи, утраты, ограбления и повреждения (в том числе и в результате преднамеренных и злостных действий третьих лиц), угона самолета. Покрываются и специфические риски, например, ущерб, вызванный погодными условиями, например, расслоение краски или возникновение кракелюров (трещин, которые образуются на живописном слое картины). Если идея обязательного страхования от террора граждан России до сих пор остается на бумаге, то И. Особенно активно она начала развиваться после теракта в США 11 сентября 2002 года. В практике ввоза коллекций, к сожалению, иногда возможны случаи, когда принимающее государство или субъект государства вчиняет музею судебный иск, утверждая, что, к примеру, до второй мировой войны конкретные экспонаты (или вся коллекция) принадлежали ему. И в связи с этим оспаривает право собственности музея. ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" возмещает определенные расходы, понесенные страхователем в случае конфискации застрахованных произведений искусства органами власти или судом государства, в которое направлены экспонаты, или в случае утраты страхователем возможности распоряжаться застрахованными предметами искусства любым иным образом. Таким образом, все еще актуальный риск реституции также входит в пакет страхования. Еще один важный риск, характерный для страхования культурных ценностей - обесценивание вследствие действия покрываемого страхованием фактора риска. "Например, произошел разрыв холста, - говорит Анастасия Юрченко. - После этого можно провести высококачественную реставрацию картины, но вывозить ее на выставки будут реже, так как каждое перемещение - всегда дополнительный риск для уже поврежденной картины. Таким образом, участие данного произведения в международном выставочном обмене будет ограничено и, таким образом, уменьшит коммерческую стоимость предмета искусства". В пакет рисков входят также типичные для любого имущества - гибель произведения в результате пожара, наводнения, затопления, кража. Причем, виновником ущерба может оказаться как представители стороны, принимающей выставку, так и сотрудники музея - хозяина. Но далеко не каждая компания страхует ущерб музея, причиненный его же сотрудниками. Такая услуга действует лишь в отдельных договорах, например, между "Спасскими воротами" и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Но Анастасия Юрченко подчеркивает, что "Спасским воротам" еще ни разу не приходилось выплачивать страховку по данному риску. Сегодня в компании застрахованы на десятки, а иногда и сотни, миллионов долларов такие выставки музея, как "Гоген и истоки символизма", "Вещь-весть. Натюрморт XVII-XX веков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина", "сокровища французской живописи из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина". ГМИИ им. А. С. Пушкина - не единственный партнер ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота". В списке страхователей состоят и другие известные музеи, например, Эрмитаж, Петергоф, Музей-усадьба "Останкино", Галерея современного искусства "Стелла Арт", Ярославский художественный музей, Государственный Русский музей.
Ольга КОНДРАШОВА
Вся пресса за 12 мая 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 июля 2025 г.

|
|
Российская газета, 7 июля 2025 г.
Выплата за аварию, оформленную без ГАИ, выросла в два раза, но не для всех. На какие нюансы обратить внимание

|
|
Российская газета, 7 июля 2025 г.
На саммите БРИКС обсудили инициативы России

|
|
ТАСС, 7 июля 2025 г.
Мошенники внедрили схему хищения денег под видом продажи онлайн полисов ОСАГО

|
6 июля 2025 г.

|
|
СибМедиа, 6 июля 2025 г.
Новосибирцы могут получить штраф 800 рублей за езду без полиса ОСАГО

|
|
РИА Новости, 6 июля 2025 г.
Силуанов рассказал о работе по перестраховочной компании БРИКС

|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 6 июля 2025 г.
Застрахуйтесь от штрафов за ОСАГО: дорожные камеры Свердловской области наилучшим образом подготовлены к слежке

|
|
Business FM Новосибирск, 6 июля 2025 г.
Жителям Новосибирска напомнили о штрафах из-за ОСАГО с июля 2025 года

|
|
РИА Новости, 6 июля 2025 г.
Путин призвал активизировать сотрудничество стран БРИКС

|
|
РИА Пензенской области, 6 июля 2025 г.
Вдвое выросла сумма страхового возмещения по европротоколу для ДТП с разногласиями

|
5 июля 2025 г.

|
|
ТАСС, 5 июля 2025 г.
Сумма страхового возмещения по ОСАГО при оформлении ДТП вырастет с 5 июля

|
|
Парламентская газета, 5 июля 2025 г.
Компенсацию по европротоколу увеличили вдвое

|
|
Тульская служба новостей, 5 июля 2025 г.
Средний уровень зарплат в Тульской области за год увеличился на 15,7%

|
|
5 колесо, 5 июля 2025 г.
Лето начинается с про-Жарки!

|
|
Аргументы недели, 5 июля 2025 г.
Для владельцев самокатов могут разработать обязательную страховку

|
|
Gazeta.SPb, 5 июля 2025 г.
Частных владельцев самокатов могут обязать страховать ответственность

|
4 июля 2025 г.

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 4 июля 2025 г.
Изменение методики расчета не дает права на новый иск к страховщику — кассация

|
|
МК в Питере, 4 июля 2025 г.
Страховка — не повод нарушать: как в Петербурге защищают пользователей электросамокатов от аварий и травм

|
 Остальные материалы за 4 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|